Создать сайт
Понравился? Нажмите -
@ADVMAKER@
СЭППУКУ - РИТУАЛЬНОЕ САМОУБИЙСТВО.47 ронинов.
Добавил: curukame 21 декабря 2011 02:52
 Сэппуку — ритуальное самоубийство, занимающее особое место в мировоззрении самураев. 

Приемы сэппуку были канонизированы и преподавались с детства. Все знают о харакириСэппуку и Харакири означают одно и то же действие. Оба слова записываются одинаковыми иероглифами, однако, отличаютс по прочтению и звучанию. 

Сэппуку — произноситя согласно китайскому чтению,  Харакири — согласно японскому. Первое в Японии употребляется гораздо чаще, чем второе, имеющее просторечную окраску. 

В период Эдо (1603-1807), когда обряд ухода из жизни окончательно сформировался, основанием для сэппуку мог стать официальный приговор суда.Сэппуку традиционно совершалось особым кинжалом Кусунгобу, но также иВакидзаси или большим мечом, взяв его за обернутое в ткань лезвие. Часто во время ритуала рядом с самураем, совершающим сэппуку, присутствовал кайсяку— человек, в задачу которого входило одним ударом отрубить воину голову, чтобы прекратить его мучения. 

Японцы верили в многократное перерождение и достойный уход из жизни считали важным основанием для нового лучшего рождения. Но описанные выше условия для совершения сэппуку идеальны: когда некуда спешить, когда приготовлено место в саду среди цветущих вишен и присутствуют два представителя власти, знаток церемониала и кайсяку. Иное дело — уйти из жизни в бою: броситься в гущу врага и достойно погибнуть в битве. Не имея возможности и времени на соблюдение ритуала, самурай мог бросить свое тело на собственный меч или копье, поспросить помощи у товарища по оружию, перерезать себе горло, прыгнуть со скалы или стены замка, плотно прижав к себе несколько своих врагов, или погибнуть со множеством противников в пламени умело подожженного замка. История знает немало примеров, когда муж и отец — владелец осажденной крепости — перед тем, как уйти самому, убивал жену, детей и наложниц. 

Женщины совершали самоубийство более «простым» способом. Жены и дочери самураев всегда имели при себе кинжал кайкен для самообороны и для дзигаи(самоубийства путем вскрытия шейной артерии). При этом было важно, убив себя, «грациозно увядшим цветком склониться на бок». Некоторые дамы из самурайских семей совершали самоубийство, перерезая яремную вену кинжалом, - смерть была быстрой и неминуемой. Перед самоубийством дама связывала вместе колени, чтобы поза её тела, несмотря на смертельные конвульсии, осталась достойной.

На картине жена Онодэра Дзюнай (Onodera Junai), одного из 47 ронинов, готовится к самоубийству. Колени связаны вместе – женское сэппуку предписывает достойную позу во время смерти.

Несколько примеров причин для самоубийства эпохи самураев: 

Дзюнси (или Цуйфуку) — буквально означает «смерть во след». 
Инсеки Дзисаку — самоубийство вследствие осознания своей ответственности за случившееся. 
Канси — смерть по убеждению, в быту к нему прибегали обманутые и брошенные супруги. 
Синдзю — самое известное из классических японских самоубийств, подразделяется на: 
Дзёси — самоубийство влюбленных. 
Ояко синдзю — самоубийство родителей с детьми. 
Сокоцу си — самоубийство по причине своей несостоятельности (невыполненное обещание, опрометчивые слова, поступки и пр..) 
Му нэн бара — самоубийство на почве ярости, которая не может быть обрушена на виновника.

Самурайский морально-этический кодекс бусидо («Путь воина») предполагал знание литературы и умение слагать стихи  одним из обязательных качеств истинного самурая. В момент крайней опасности или предчувствуя скорую смерть, когда гибель казалась неизбежной, (например, перед сражением, в период тяжелой болезни и т. д.) самураи оставляли танка и хайкай — стихи, которые в Японии называют дзисэй - «стихи смерти». 
Признаком хорошего тона и проявлением истинно самурайского духа считалось написание дзисэй перед совершением сэппуку (харакири). 

На живописном полотне генерал Акаси Гидаю готовится совершить сэппуку после проигранной битвы за своего господина Акэти Мицухидэ в 1582 году. Он только что написал свой предсмертный стих, который также можно видеть в верхнем правом углу картины.

«Дослушаю песню 
Кукушки 
В мире теней».
 


Одним из самых ярких примеров следования кодексу чести самурая является история о 47 ронинах (47 преданных васссалах), которые после падения дома своего господина Асано Наганори и его смерти посвятили свою жизнь подготовке к мести за него под предводительством Обоси Юраносукэ Ёсио.


(ронины возжигают курения на могиле умершего господина)

Выбрав момент, они напали на дом Кира Ёситака, бывшего виновником смерти их господина, и отрубили ему голову. 

Дом был захвачен ронинами менее, чем за час. Были убиты 16 слуг Кира и ранены 22, в том числе и внук церемонимейстера. Среди нападавших убитых не было, только несколько незначительных ранений. Однако Кира среди схваченных не обнаружили! Проверили весь дом - нет! Но постель в его спальне еще хранит тепло... Дом обыскали еще раз, и в чулане для угля в самом дальнем углу кухни Кира, наконец, был обнаружен и приведен к Ооиси.

При полном сборе всех соратников Ооиси предложил Кира Йосинаке тот самый меч, которым совершил харакири Асано Наганори, и предоставил возможность самураю Кира Йосинака умереть, как умирают достойные, - совершив харакири немедленно, прилюдно. Но Кира отказался. Тогда Ооиси Кураносуке Йосио отсек голову Кира Йосинака - тем самым мечом, что держал в руках в свой последний час его господин Асано Наганори.

После этого 47 теперь уже отомщенных ронинов торжественным маршем проследовали от дома Кира к буддийскому храму Сэнгаку-дзи, послав двух гонцов во дворец сёгуна с вестью о свершившемся правосудии, а также отправив с ними самого младшего по званию и положению среди них, в качестве свидетеля. 
На кладбище Сэнгаку-дзи, омыв голову Кира Йосинака в источнике, ронины торжественно возложили ее у надгробия на могиле Асано Наганори, и отчитались о свершенном правосудии. Дух Асано Наганори отныне был успокоен.

Сёгунат оказался в сложном положении. С одной стороны, ронины точно следовали кодексу самурая, гласившему, что истинный самурай должен отдать жизнь за восстановление доброго имени своего господина. Сёгунат получил море петиций от граждан всех сословий с прошениями о помиловании ронинов.
С другой стороны – ими нарушен закон сёгуната, запрещающий кровную месть. 

47 преданных (верных) вассалов стали символом и примером стойкости в самурайском кодексе бусидо. Именно поэтому, не смотря на то, что они совершили преступление, им было даровано разрешение совершить сэппуку

Поздним вечером 4 февраля 1703 года 46 ронинов совершили ритуальное самоубийство и были торжественно похоронены на том же кладбище Сэнгаку-дзи рядом со своим господином Асано Наганори.
Сёгун помиловал лишь одного: самого младшего по званию и положению ронина, который вернулся в Ако, прожил долгую и насыщенную жизнь, написал воспоминания о пережитом и умер своей смертью в возрасте 71 года.


Похоронен там же, в Сэнгаку-дзи, рядом со своими товарищами.



Уже в ХХ веке кодекс бусидо также сыграл свою роль во Второй мировой войне. «Я постиг, что путь самурая — это Смерть» - изречение из книги Ямомото Цунэтомо «Хагакурэ», ставло лозунгом летчиков камикадзе («божественный ветер»). Повязав на голову белую повязку хатимаки, они напишут прощальное письмо и, вложив в конверт прядь отрезанных волос на память, выпив искупительную чашку сакэ, они улетят в свой последний полет. 

Вот что написал своим близким в прощальном письме один из многих летчиков-смертников, выполнивших свой долг перед родиной: «Мне дарована прекрасная возможность умереть. Я упаду как цветок с ослепительно цветущей вишни». 

Сотни офицеров и солдат японской армии сделали сэппуку или убили себя иным способом, узнав, что император подписал акт о капитуляции Японии во Второй мировой войне.

Согласно  кодексу бусидо

ИЛИ ПОБЕДА ИЛИ СМЕРТЬ! 

 


Просмотры (14496)  Комментарии (0)  Форум (Общие)
Зарегистрированный
Анонимно